Маркировка шин автомобиля: что означают буквы, цифры и другие символы
На каждой автомобильной покрышке есть надписи и специальные символы с основными техническими характеристиками. В статье Вы узнаете, что они означают.
Что означает маркировка на шинах
Маркировка – это совокупность всех обозначений на внешнем ободе. Если Вы знаете, что означают буквы, цифры, надписи и значки, то сможете с легкостью прочитать все технические характеристики, которые важны при эксплуатации. А также самостоятельно подобрать правильный комплект под марку, условия эксплуатации и требования безопасности.
Какие параметры Вы можете увидеть на боковой стороне:
- Бренд и модель
- Погодные условия
- Размер
- Тип конструкции
- Наличие камеры
- Индекс скорости и нагрузки
- Подходящий транспорт
- Год, неделю и страну выпуска
- Направление вращения
- Внутреннюю и внешнюю сторону
- Одобрение производителя
- Специальные технологии
- Прочие обозначения
Давайте подробно рассмотрим, какие знаки и отметки можно встретить в различных моделях резины.
Основные технические характеристики шины
На боковине всегда указывается фирма-изготовитель. Например, Michelin, Westlake, iLink. И торговое название: Pilot Sport 4, Westlake Sw-606, Ilink L-Comfort 68.
Название часто отражает серию или линейку производителя и указывает на назначение:
- Летние (Primacy, Ventus Prime).
- Зимние (IceContact, Nordman).
- Спортивные (Sport RS, Eagle F1).

Если говорить о сезоне и условиях эксплуатации, то обычно летняя резина маркируется без особых отметок, а вот зимняя и всесезонная может иметь несколько знаков.
- Winter или символ снежинки – стандартный зимний вариант.
- 3PMSF (Three Peak Mountain Snowflake) – международная иконка со снежинками на фоне гор с тремя пиками. Она официально подтверждает, что были пройдены тесты ЕС по сцеплению на снегу.
- All Season, AS, 4S, 4seasons или иконки четырех времен года – частая отметка для всесезонных шин.
- M+S (Mud + Snow) – хорошо справляется с дорогой в грязь и снег, но не дает гарантии соответствия зимним стандартам.
- M+SE – шипованная резина, предназначенная для передвижения по снегу и грязи. Дает улучшенное сцепление и уверенность на скользких и рыхлых дорогах.
- M+T (Mud + Terrain) – покрышки для бездорожья и сильного загрязнения трассы. Хорошо преодолевают дороги с грязью, песком и мягким грунтом.
- AGT (All Grip Traction) – всесезонные покрышки, которые сохраняют стабильное сцепление на сухой, мокрой и слегка заснеженной дороге.
- Water, Rain, Aqua, значок зонтика – протектор оптимизирован для езды по мокрой дороге. Улучшенный дренаж снижает риск аквапланирования и повышает безопасность при ливнях и дождях.
Маркировка всегда начинается с указания типоразмера. Пример: 225/55 R19
- 225 – ширина профиля, измеряется в миллиметрах.
- 55 – отношение высоты профиля к ширине. Рассчитывается в процентах. В данном случае высота составляет 55% от 205 мм – 112,75 мм.
- R – радиальный тип.
- 19 – диаметр обода диска колеса в дюймах.

- R (Radial) – радиальная конструкция. Наиболее распространенный вид, потому что обеспечивает комфортный ход и долговечность.
- D (Diagonal) – диагональная. Применяется в основном на спецтехнике. Она более жёсткая, подходит при высоком давлении и медленном движении.
Зачастую знак R принимают за радиус колеса, но на самом деле это Radial, что означает радиальное расположение внутреннего корда каркаса покрышки без перехлеста нитей.
Такой тип имеет отличное сцепление с дорогой, что повышает уровень безопасности и снижает вероятность повреждений. Он меньше подвержен проколам и перегреву, помогает экономить топливо и служит дольше.
В диагональном типе каркас формируется из одной или нескольких пар кордовых слоёв, нити которых пересекаются под углом, проходя от одного борта к другому.
- TL (Tubeless) – бескамерная. Воздух удерживается за счёт уплотнительного слоя между каркасом и протектором, который герметизирует соединение и предотвращает утечку.
- TT (Tube Type) – камерная. Между ободом колеса и покрышкой добавляется резиновая воздушная емкость. Этот вариант можно увидеть на старых моделях техники. Сейчас такая конструкция редко используется из-за сложности ремонта.
- TTF (Tire Tube Flap) – комплект из камерной шины и ободной ленты, которая предохраняет материал внутри от перегрева. Чаще всего устанавливается на спецтехнику.

После размера указывается двух-трехзначное число и буквы. Эти параметры помогают понять, какие максимальные значения выдерживает колесо.
Например, Forceland Vitality F22 225/55 R19 99V.
Цифра 99 указывает на индекс нагрузки до 775 кг на одно колесо с учётом пассажиров и груза.
V на шинах означает индекс скорости до 240 км/ч. Следовательно, это максимальное значение, с которым машина может ехать безопасно, без перегрева и потери формы.
Существует таблица со всеми характеристиками. Нужно внимательно изучить данные ПТС, чтобы узнать, какой вариант Вам подойдет. Значения могут различаться даже если основной размер одинаковый.
При установке резины с меньшим индексом, чем необходимо, и интенсивной езде возникает перегрев и ускоренный износ. Поэтому обычно выбирают значение с запасом. Особенно, если Вы часто ездите по трассам и магистралям.
Если данных параметров недостаточно, то рекомендуется рассмотреть модели с отметкой XL или Reinforced. Они выдерживают повышенные условия эксплуатации и подходят для внедорожников, кроссоверов и коммерческого транспорта.
- RunFlat или RFT – технология для продолжения движения после прокола.
- XL или Extra Load – усиленная структура.
- Reinforced или RF – аналог XL.
- P (Passenger) – для легковых автомобилей.
- C (Commercial) – коммерческая шина для небольших грузовиков и микроавтобусов.
- SUV или 4x4 – для полноприводных внедорожников.
- CUV – для кроссоверов.
- LT (Light Truck) – для лёгких грузовиков.
- ST (Special Trailer) – для прицепов и трейлеров.
- LPT (Low Platform Trailer) – для низкорамных прицепов и трейлеров.
- M/C — для мотоциклов.
- T (Temporary Use) – запаска для непродолжительного использования с ограничением по скорости до 80 км/ч.
Если дополнительного обозначения нет, то скорее всего это обычный вариант для легковой машины. Рекомендуется также проверить в описании товара.
На боковине указывается четырёхзначный код после аббревиатуры, который называется DOT-код.
- Первые две цифры – неделя выпуска.
- Вторые две – год производства.
Например, 1225 означает 12-я неделя 2025 года.
Рядом с кодом могут быть зашифрованы данные по заводу, партии и пресс-форме.
Также указана страна производитель. Например, Made in Germany (Германия), Italy (Италия), Russia (Россия) или др.
На асимметричном и направленном протекторе есть стрелка со словом Rotation, которая указывает, в какую сторону должно вращаться колесо при движении. Это важно для правильного сцепления и износа.
В асимметричном исполнении есть надписи:
- Outside – внешняя сторона, которая должна быть обращена наружу.
- Inside – внутренняя сторона.

Некоторые линейки товаров разработаны и адаптированы под конкретного автопроизводителя. Модели проходят тесты для конкретных марок. Дорабатывается жёсткость боковин, состав резины, акустика и даже износ, чтобы они полностью соответствовали высоким требованиям.
Основные бренды
- MO, MO1 – Mercedes-Benz Original.
- AO – Audi Original.
- RO1, RO2 – Audi Quattro.
- * (простая звёздочка) – BMW Original
- N0, N1, N2 и др. – Porsche.
- J – Jaguar.
- LR – Land Rover.
- V – Volkswagen.
- VOL – Volvo.
- K1, K2 и др. – Ferrari.
- MC1 – McLaren.
- AM8 – Aston Martin.
- T0, T1 и др. – Tesla.
- TO – Toyota.
- H0, H1 и др. – Honda.
Отметка выбивается на боковине рядом с размером и индексом скорости и нагрузки. Иногда ставят чуть выше или ниже основной строки, чтобы ее не перегружать.
Перечисление буквы с цифрами по порядку значит, что учитывается каждое новое поколение разработки.
Некоторые варианты снабжены фирменными технологиями:
- Seal Inside, B-Seal, ContiSeal – внутренний герметизирующий слой, который закрывает проколы.
- ContiSilent – шумопоглощающий слой для снижения звука в салоне.
- Acoustic – технология поглощения шума для электромобилей.

- OE – Original Equipment. Общий знак «заводской комплектации» без конкретного бренда.
- E – сертификат, который подтверждает соответствие европейским стандартам качества ETRTO.
- Treadwear – износостойкость. Ресурс состава и примерный пробег до появления заметного износа.
- Max load – максимальная нагрузка.
- Max pressure – максимальное давление.
- Traction – сцепление. Эффективность сцепления с дорогой, особенно на влажном покрытии.
- Temperature – термостойкость. Устойчивость к нагреву и способность безопасно работать при разных скоростях и температурных режимах.
- Уровень шума – указывается на наклейке шины.
- Сопротивление качению – чем оно ниже, тем меньше расход топлива при движении.
Маркировку на боковине можно считать полноценным паспортом изделия, ведь она сообщает водителю, для какого автомобиля и условий предназначена покрышка, какие нагрузки и скорость выдерживает, когда и где произведена. Правильное чтение этих символов и надписей помогает избежать ошибок при покупке и эксплуатации.
В ассортименте «ДАКАР61» есть огромный выбор товаров с различными параметрами. Если Вы хотите подобрать новый комплект резины, наши специалисты будут рады Вам помочь в магазине или по телефону, указанному на сайте.